БИОГРАФИЯ И.И. СПРЫГИНА

 

Спрыгин Иван ИвановичИВАН ИВАНОВИЧ СПРЫГИН (5.7.1873, Пенза  – 2.10.1942, Пенза) - русский ученый, один из выдающихся отечественных ботаников. Будучи представителем казанской ботанической школы, учеником А.Я. Гордягина, он впитал научные идеи знаменитых своих предшественников - ботаников и почвоведов С.И. Коржинского, П.Н. Крылова, Д.И. Литвинова, В.В. Докучаева и других.

И.И Спрыгин и его современники И.К. Пачосский, Б.А. Келлер, Н.А. Димо, В.В. Алехин, а также другие ученые, работали над решением известного "степного вопроса", на основе которого выросла отечественная геоботаника.

Большой ученый и талантливый педагог И.И. Спрыгин создал в Пензе свою школу ботаников, много сделавших для изучения природы не только Пензенского края, но и дру­гих регионов: Поволжья, Приуралья, Казахстана и Средней Азии. В этой школе сочетались комплексный подход к изучению явлений природы с детальностью и глубиной флористических исследований. Среди учеников И.И. Спрыгина - известные исследователи М.Г. Попов, Г.Э. Гроссет, Е.П. Коровин, А.А. Уранов, М.В. Культиасов и другие. Такие ученики делают честь любому крупному педагогу.

Вклад И.И. Спрыгина в ботаническую науку заключался в изучении растительного покрова обширных территорий нашей страны и в разработке ряда теоретических проблем ботанической географии. Во время своих многочисленных экспедиций, как по пензенскому краю, так и далеко за его пределами был собран огромный фактический материал, который и в настоящее время представляет большую ценность, т.к. позволяло судить о динамике растительного покрова. И.И. Спрыгин создал классификацию степи на основе преимуществен­но связи с условиями местообитания. Он сформулировал теорию взаимоотношений лесов и степей в лесостепной зоне, объясняя их распределение главным образом характером почвогрунтов. На основе изучения современных ареалов видов растений он установил группу реликтовых видов и сделал оригинальные выводы по истории флоры и растительности в Среднем Поволжье.

И.И. Спрыгин - человек высокой культуры и большого личного обаяния - оказывал необычайно сильное духовное воздействие на окружающих людей. За короткое время в не­большом провинциальном городе им и его единомышленниками были созданы ПОЛЕ - Пензенское общество любителей естествознания (1905), Естественноисторический музей (1911), Ботанический сад (1917), Пензенские заповедники (1919) Еще в 1894 г И И Спры­гин положил начало созданию Гербария, впоследствии вошедшего в список главнейших гербариев мира под индексом РКМ (Пензенский краеведческий музей). 

 

Губернская краеведческая конференция в Пензе

Губернская краеведческая конференция в Пензе – февраль 1926 г.

1-й ряд (сидят)

1. Спрыгина Нонна Ивановна 1880 – 1953

2. Снежницкий Д. А.

3. Заикин Николай Георгиевич 1881 – 1969

4. Спрыгин Иван Иванович 1873 – 1942

5. Архангельский К. С.

6. Штукенберг Елизавета Карловна  1883 – 1967

7. Магницкий Александр Николаевич 1873 – 1933

8. Чаликов Харлампий Харлампиевич

9. Штукенберг Антон Антонович 1867 – 1942

2-ой ряд

1. Протасьев Дмитрий Николаевич 1885 – 1955

2. Гвоздев Борис Николаевич 1886 – 1927

3. Городкова Елизавета Алексеевна 1884 – 19??

4. Соколова Людмила Андреевна

5. Велова Ольга Леонтьевна

6. Чернозерская Мария Алексеевна 1882 – 19??

7. Медведев Александр Алексеевич 1902 – 1948

8. Котиков А. Ф.

9. Ромадина Н. В.

10. Миронов И. И.

3-й ряд

1. Краснов К. Г.

2. Лентовский Михаил Николаевич  1893 – 1942

3. Кулешов И. Ф.

4. Столыпина О. А.

5. Дмитриев Георгий Владимирович 1904 – 19??

6. Николаева Мария Петровна

7. Пульхритудова Екатерина Михайловна

8. Смагин Георгий Дмитриевич  1884 – 1967

9. Сократов С. И.

10. Кочетов А. М.

11. Ишутинов А. С.

4-й ряд (верхний)

1. Чеботарёв Евгений Васильевич

2. Коробков К. И. 

3. 

4. Сацердотов Борис Петрович 1898 - 1966

5. Поляков И. В.

6. Уланов Д. Н.

7.

 

ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИВАНА ИВАНОВИЧА СПРЫГИНА (Солянов А.А., 1993 г.)

И.И. Спрыгин

Прошло 50 лет со дня как не стало Иванова Ивановича Спрыгина - доктора биологи­ческих наук, профессора, путешественника, общественного деятеля, ученого-краеведа. И.И. Спрыгин родился в Пензе 5, (н.с.), VII, 1873 г. Еще в детские годы он увлеченно наблюдал за явлениями природы, растениями, животными. В 1881 г. он начал учиться в церковно­приходской школе; через три года окончил ее с наградой среди первых учеников, что дало возможность продолжать обучение в гимназии. В эти годы Спрыгин постепенно расширил свою природоведческую деятельность, экскурсия в окрестностях г. Пензы и ближайших к ней уездах.

В 1892 г. Спрыгин окончил Пензенскую гимназию и в том же году поступил в Казан­ский университет. По окончании второго курса в 1894 г. Спрыгин продолжает сборы флори­стического материала и почвенно-ботанические исследования в уездах центральной части Пензенской губернии. Часть гербарного материала, собранного в это время, послужила ос­новой созданного им Пензенского Гербария. В том же году Спрыгин получает поручение и денежную помощь от Общества естествоиспытателей при Казанском университете, для про­ведения ботанических исследований в окрестностях Великого озера в бассейне р Кадады (приток Суры) Кузнецкого уезда Саратовской губернии. Здесь он посетил целинную степь, расположенную в 8 км к югу от села Кунчерово. По существу Спрыгину принадлежит честь открытия для науки этой степи, на ней он проводит сборы некоторых растений. Позже (1905) эта степь была обследована В. А. Келлером, о которой в 1926 г. он писал как об участ­ке "чрезвычайного интереса".

В последующие годы Спрыгин продолжал изучение растительного покрова Пензен­ской губернии, расширяя границы обследуемой территории. Результаты выполненной им работы были опубликованы в 1896 г. в "Трудах" Общества естествоиспытателей при Рязан­ском университете.

По окончании университета в 1897 г. началась педагогическая деятельность И.И. Спрыгина, она продолжалась в течение 30 лет, в начале в Художественном училище, в гим­назии, затем в высших учебных заведениях г. Пензы. Эту просветительскую деятельность Иван Иванович умело сочетал с общественной работой и не прекращал все более обстоя­тельное ботаническое изучение Пензенского края, а затем и других регионов страны.

В 1900 г. профессор А.Я. Гордягин и почвовед Р.В. Ризположенский  - учителя Спры­гина по Казанскому университету - предложили И.И. принять участие в экспедиции в за­уральской части бывшей Пермской губернии в целях изучения почв и растительности. Спрыгин обследовал большую территорию в смежно-расположенных частях современных областей Курганской, Челябинской и Екатеринбургской. В этой поездке им собран большой флористический материал, который хранится в Пензенском Гербарии.

В 1905 г. передовой интеллигенцией создается Пензенское общество любителей есте­ствознания (ПОЛЕ). В числе 20 членов-учредителей был ИИ. Спрыгин, который избирается товарищем председателя Общества. С 1911 по 1929 годы он возглавляет эту общественную организацию. ПОЛЕ активным образом в различных направлениях расширяло и углубляло свою краеведческую и просветительную деятельность. Изучалось богатство и география распространения представителей растительного и животного мира, проводились археологи­ческие исследования. В этом отношении, обладая высокой организаторской способностью, большой труд вложила жена ученого Нона Ивановна Спрыгина. Одной из задач ПОЛЕ было создание в Пензе Естественноисторического музея. Шло накопление экспозиционных мате­риалов План организации музея был разработан Обществом под руководством И.И. Спры­гина Составной частью музея был гербарий, который пополнялся в течение всей жизни его основателя. Музей был открыт в 1911 г.

В 1913 г. Общество стало издавать свои "Труды". В них появился ряд работ Спрыгина и других членов Общества, посвященных итогам изучения флоры, растительности, живот­ного мира и другие материалы природоведения. В большой степени увеличился список рас­тений ранее неизвестных в Пензенской губернии. В результате проведенных исследований он возрос на 60 видов за десять лет, с 1916 по 1926 гг. С учетом всех имевшихся к 1926 г данных в губернии насчитывалось 1026 видов дикорастущих сосудистых растений, расши­рились знания о местонахождении редких видов растений.

С 1909 по 1922 гг. И.И. Спрыгин руководил ботаническими исследованиями в соста­ве комплексной экспедиции по изучению природных условий в Пензенской губернии, орга­низованной Пензенским Земством. О6ше.е руководство работой экспедиции было поручено известному московскому почвоведу Н.А. Димо. В результате был собран большой материал по геологическому строению почвы, растительности и другим компонентам природы Пен­зенского края

Подобно Пензенской экспедиции такие же комплексные исследования под общим ру­ководством Н.А. Димо в 1912 г. начались в Черниговской губернии. Они продолжались в 1913 и 1914 гг. Ботанические исследования возглавлял И.И. Спрыгин, его помощниками в полевых работах были молодые ботаники - Коровин, МВ. Культиасов, М.Г. Попов, М.Н. Василевская (Прозина) и другие. Из 12 намеченных уездов было обследовано 6 В результате был подготовлен отчет и собран значительный гербарный материал.

И.И. Спрыгин

В 1911-1916 гг. под руководством Н.А. Димо с участием ИИ. Спрыгина и других имеющих, большой опыт почвоведов, ботаников, а также специалистов в других областях науки, проводились комплексные экспедиционные исследования в бассейнах рек Средней Азии (Туркестана) Амударьи и Сырдарьи. Работами была охвачена огромная территория от пустынь Устюрта и Закаспийской области до западных предгорий Памира. В составе группы ботаников в Туркестанских экспедициях, которые были организованы Отделом Земельных улучшений Министерством земледелия работали в основном те же сотрудники И.И. Спры­гина, что и в Черниговской губернии. Все они, составлявшие ботаническую школу И.И Спрыгина, впоследствии стали известными специалистами по флоре и растительности. Не­которые из них успешно работали над теоретическими вопросами ботанической географии и экологии растений (М.Г. Попов, М.В. Культиасов), академик Е.П. Коровин - автор впервые созданной карты "Растительности Средней Азии". А.И. Введенский - крупный знаток, ис­следователь флоры Средней Азии.

В 1917 г. в Пензе членами ПОЛЕ, при непосредственном руководстве И.И Спрыгина, на месте бывшего парка был создан Ботанический сад. В организации Сада принимал уча­стие широкий круг общественности города, учащаяся молодежь, преподаватели В первые годы Сад существовал как зоолого-ботанический. Заведующим Садом был И.И. Спрыгин В последующие годы Сад многократно менял свою подчиненность, но Иван Иванович не ос­тавлял его вне своей опеки.

В 1918-1920 гг. проводилась большая работа по созданию университета в Ташкенте - первого высшего учебного заведения в Средней Азии. Подготавливалась учебная база, раз­рабатывались учебные планы и программы, выполнялись другие виды организационной ра­боты, в которой принимали участие, наряду со многими другими специалистами, группа ботаников из Пензы во главе с И.И. Спрыгиным. Ему было предложено место профессора при кафедре ботаники. В связи с этим в 1920 году он переехал в Ташкент, но пробыл там только короткое время - не мог оставить вне поля Своей деятельности родной ему Пензен­ский край.

В 1923 г. И.И. Спрыгин принимал участие в организации Пензенского Отдела Все­российской сельскохозяйственной выставки в Москве. На ней кроме других материалов экс­понировалась карта растительного покрова Пензенской губернии (Масштаб 5 верст в дюй­ме). Она включала характеристику не только существующей, но и восстановленной растительности. Карта являлась первой в России картой подобного рода, созданной по разрабо­танной им методике. К этому времени И.И. Спрыгиным была написана большая работа "Растительный покров Пензенской губернии" - результат его ботанических исследований в течение 20 лет. Часть материалов, вошедших в эту сводку в виде отдельных глав, впоследст­вии была опубликована в его работах: "Борьба леса со степью в Пензенской области". "Из области Пензенской лесостепи. Травяные степи" и др.

Большая работа была проделана Обществом по охране природы. Еще в 1912 г. при Обществе была учреждена природоохранная комиссия. И.И. Спрыгин был ее первым пред­седателем В 1920-е и 1930-е годы одним из главных направлений деятельности Спрыгина была охрана природы. В губернии, а затем и за ее пределами проводился поиск целинных степных участков, которые в интересах науки следовало бы сохранить в их первозданном виде, в целях заповедования. Энергичная деятельность И.И. Спрыгина, вместе с другими членами Общества, дала положительные результаты. Первым степным заповедным участком в 1919г. стала Попереченская степь.

В 1923 г. И.И. Спрыгин опубликовал работу "Материалы к описанию степи около д. Попереченской Пензенского уезда и заповедного участка на ней" Затем последовала организация еще 3-х заповедных участков (1924-1925 гг.). Директором Пензенского управления заповедников был утвержден (1925 г.) И.И. Спрыгни. В то же время он участвует в состав­лении очерков природных районов, в связи с новым проектом административно-экономического районирования Пензенской губернии и подготовкой материалов по органи­зации Средневолжского края

По поручению центральных органов в 1926, 1927, 1928 гг. Спрыгин возглавляет экс­педиционные работы в целях организации заповедников в Жигулях, Пугачевском и Бузулукском уездах а Заволжье. В 1929 г его экспедиция работала в Кустанайском округе Западной. Казахстана. В итоге этой работы были составлены проекты заповедников. Один из них - Жигулевский - носит имя И.И. Спрыгина.

В 1930-34 гг. вышла в свет работа И.И. Спрыгина "Растительный покров Среднего Поволжья".

По поручению Института почвоведения Наркомзем с 1929 по 1933 гг. И.И. Спрыгин руководил крупными геоботаническими исследованиями на территориях совхозов Средне-Волжского края; эти изыскания охватили площадь свыше 60000 км кв. В то же время была выполнена большая работа по инвентаризации кормовых угодий в пределах той же террито­рии. При этом были проведены большие сборы флористического материала, которые хра­нятся в Гербарии Пензенского педагогического института, в последствии получившем ми­ровую известность. В 1973 г ему присвоено имя его основателя - ИИ. Спрыгина

Во второй половине 1930-х годов Спрыгин уделял внимание разработке сложных во­просов внутривидовой изменчивости Особенно много кропотливого труда он вложил в изучение изменчивости весьма полиморфного реликтового вида - водяного ореха или ро­гульника плавающего (Trapa natans) Несколько работ И.И. Спрыгин посвятил теоретиче­ским вопросам ботаники. К ним относятся такие публикации как: "О некоторых лесных ре­ликтах Приволжской возвышенности" (1936 г.), "Реликтовые растения Поволжья (1941 г) Часть работ подобного рода осталась в рукописи

Не все работы, подготовленные к печати, были опубликованы при жизни автора. К ним относятся: "Обзор литературных сведений о растительности Пензенского края", "Опыт анализа флоры Среднего Поволжья" и пр. Институт истории естествознания и техники АН СССР в серии "Научное наследство" в 1986 г. опубликовал значительную часть рукописей И.И Спрыгина, подготовленных в свое время самим автором. Этот объемистый том вышел под названием: "И.И Спрыгин Материалы к познанию растительности Среднего Повол­жья" (составитель Л.И. Спрыгина)

В 1930-е годы И.И., используя свой огромный опыт и накопленные за многие десяти­летия им, его учениками и сотрудниками большие фактические материалы, начал работу над "Флорой Среднего Поволжья" Для научной обработки этих материалов привлекались из­вестные в стране специалисты по отдельным, сложным в таксономическом отношении группам растений Обработку проводили некоторые научные сотрудники Ботанического института АН СССР и других центров ботанической науки. Но эта работа при жизни ИИ. Спрыгина осталась лишь в начальной стадии ее осуществления. Последней подготовленной к печати работой Ивана Ивановича была "Лекарственные расте­ния Пензенской области" (1945 г.)

В честь И.И Спрыгина названы род Спрыгиния (Spryginia) и пять видов растений Академик Б А. Келлер в 1938 г. в отзыве о И.И. Спрыгине, как ученом и личности дал высо­кую оценку его деятельности, что можно передать следующими немногими словами ИИ Спрыгин работая вдали от крупных научных центров, настойчиво развивал свою научную деятельность и добился больших результатов. Он отдавал свои знания всем кто с ним со­прикасался: тем самым он привносил высокую культуру в среду его окружения, добавим мы.


 

ВОСПОМИНАНИЯ УЧЕНИКОВ ИВАНА ИВАНОВИЧА СПРЫГИНА

(пояснительный текст Л.И. Спрыгиной)

 

И.И. Спрыгин в ботаническом саду (1938 г.)В жизни И.И. Спрыгина значительное место занимала его педагогическая работа - воспитание в молодежи любви и бережного отношения к природе и подготовке специали­стов, научных работников. В своей педагогической работе в средней и высшей школе, на уроках и лекциях И.И. старался привить учащимся интерес к явлениям природы, передать им как можно больше знаний о растениях и животных, развить сознание необходимости беречь природу, охранять от хищного бездумного отношения к ней. Из его учеников в школах сформировалось значительное число будущих ученых, специалистов-ботаников. Его учениками с первого класса 1 мужской гимназии в Пензе были будущий академик Узбекской ССР Е.П. Коровин, доктор биологических наук, профессор М.В. Культиасов, профессор А.А. Уранов. В значительной мере под его влиянием стала, как она вспоминала, крупным спе­циалистом в области зоопсихологии ученица 1 женской гимназии Н.Н. Ладыгина-Котс. Учениками И.И. по Пензенскому институту народного образования были впоследствии ставшие крупными учеными Г.Э. Гроссет и В.В. Церлинг. Но кроме учеников, ставших спе­циалистами-ботаниками, влияние И.И. Спрыгина, в значительной мере определившее их сознание, отношение к природе испытали и его ученики, ставшие специалистами в других областях, но не забывшие уроков своего учителя в ранней юности. Об этом пишут в своих воспоминаниях химик С.А. Уранов, писатель Д. Лучанинов (Фибих), филолог В.М. Сидельников.

Одной из сторон педагогической деятельности И.И. Спрыгина было воспитание им исследователей-ботаников в проводимых им экспедициях и в процессе последующей обра­ботки собранного.материала. Совсем юным студентом был рекомендован профессором Ка­занского университета А.Я. Гордягиным в помощь Спрыгину М.Г. Попов, ряд лет (около 10-ти) работавший с ним в Пензенской и Черниговской губерниях, в Туркестане и ставший впоследствии крупным ученым. Студентами же работали в экспедициях И.И. Спрыгина Е П Коровин, М.В. Культаиасоа, А.А. Уранов, М.Н. Прозина и другие. Кроме того, в экспедициях Спрыгина работали, усваивая его методику полевых исследований и последующей обра­ботки их результатов, многие ботаники окончившие уже высшую школу. Работали в запо­ведниках Пензенского края, Жигулей, Нурзумской экспедиции; до 100 сотрудников прошли его школу в большой экспедиции по обследованию растительности Средне-Волжского края

Некоторые из учеников И.И. Спрыгина оставили о нем воспоминания, написанные в связи с отмечавшимся в 1973 г. 100-летием со дня рождения. В настоящее время осталось мало людей, непосредственно знавших И.И. Спрыгина и испытавших на себе влияние его личности. Поэтому в связи с празднованием 120-летия со дня рождения И.И. Спрыгина представляется совершенно уместным опубликовать в настоящем сборнике воспоминания некоторых его учеников

И.И. Спрыгин

 

ВОСПОМИНАНИЯ М.В. КУЛЬТИАСОВА (Бот. ж. 1966, т. 51, № 6, с. 893)

В Пензенской гимназии, где учился молодой Коровин, преподавал природоведение известный ботаник Иван Иванович Спрыгин. Под влиянием Спрыгина и определилось даль­нейшее направление научных интересов и всей деятельности Е П. Коровина. Спрыгиным были организованы Пензенское общество любителей естествознания и Пензенский краеведеский музей; ему удалось собрать вокруг Общества и Музея интеллигенцию города сюда же потянулась и молодежь, в том числе и учащиеся Первой пензенской гимназии Вскоре в Пензе начали издаваться "Труды" Общества, а в 1918 г. было положено начало организации Ботанического сада.

Научно-исследовательская работа И.И Спрыгина была направлена на изучение рас­тительного покрова Пензенской губернии, которое он завершил к концу своей жизни из­вестной монографией

Евгений Петрович Коровин, его старший брат Сергей и автор данной статьи, будучи учениками Спрыгина, работали в основанном им музее, участвовали в научных заседаниях Пензенского общества любителей естествознания, в краеведческих экскурсиях. Благодаря этому создалось постоянное, очень тесное общение с И.И. Спрыгиным, председателем Об­щества. Все это обогащало нас знаниями, возбуждало у молодежи любовь к природе, инте­рес к научным исследованиям, особенно зоологическим и ботаническим. Евгений Петрович, так же как и я, сначала был зоологом, но в дальнейшем под влиянием Спрыгина в нас все в большей степени утверждался интерес к ботанике. В 1913 г. Евгений Петрович и я, будучи студентами, были направлены Спрыгиным в качестве экскурсантов-ботаников в Чернигов­скую губернию. Осуществляя по заданию Спрыгина ботанические исследования, мы впер­вые встретились с известным ботаником-географом М.Г Поповым. В том же году Е.П к качестве ботаника-экскурсанта выехал в Туркестан для участия в почвенно-ботанических исследованиях, организованных Министерством земледелия в бассейнах рр. Амударьи и Сырдарьи. Этими исследованиями руководил известный почвовед-докучаевец Н.А. Димо, а ботанические исследования производились Е.П. Коровиным, М.Г. Поповым и мною под руководством Спрыгина. Руководство Спрыгина, воспитанника Казанской школы ботани­ков, не могло не сказаться на направлении наших научно-исследовательских работ.

И.И. Спрыгин

Основатели Пензенского общества любителей естествознания - ПОЛЕ

(Магницкий А.Н., Федорович Ф.Ф., Спрыгин И.И.)

 

 

ВОСПОМИНАНИЯ С.А.УРАНОВА

Когда в старческом возрасте начинаешь вспоминать свою прошлую жизнь, то, преж­де всего в памяти всплывают первые ученические годы - школа, любимые учителя, которые в сознании оставили глубокий неизгладимый след...

Я поступил в Пензенскую 1 мужскую гимназию (ныне школа им. В.Г. Белинского) в 1915 году и проучился в ней два года (1 и II классы). В 1917 году гимназия была реорганизо­вана в трудовую школу. В ней я проучился еще год (III класс) до ее закрытия в 1918 году (здание было передано под лазарет).

В первых двух классах было много учителей и хороших и плохих, но самым люби­мым нашим учителем был Иван Иванович Спрыгин, который преподавал у нас естествознание.

В I и II классах мы проходили ботанику (в то время этот раздел назывался "Расте­ния"). Уроки по естествознанию были у нас самыми любимыми, и неудивительно Ива» Иванович исключительна интересно и ясно преподносил нам учебный материал На уроках Ивана Ивановича мы обычно сидели особенно тихо и слушали с большим вниманием. Яс­ность изложения и точность формулировок проводили к тому, что мы быстро и легко усваи­вали материал непосредственно на уроках и поэтому почти не пользовались учебником, хотя Иван Иванович был очень требовательным. Пройденный материал он спрашивал строго, но оценки ставил исключительно справедливо Вместе с тем Иван Иванович был очень доб­рым, внимательным и отзывчивым учителем Это прекрасно мы чувствовали и платали Ивану Ивановичу большой детской любовью

Однако, несмотря на это, иногда на уроках бывали "влетки", как индивидуальные, так и коллективные (всему классу) Но, надо сказать, что эти "влетки" всегда были справедли­выми Влетки продолжались не более 2-3 минут, после чего следовало обычно молчание в течение 1-2 минут, во время которого Иван Иванович быстро ходил по классу с сердитым лицом. Но это быстро проходило, на лице Ивана Ивановича появлялась добродушная, не­много хитроватая улыбка... Весь класс сразу оживлялся и занятия продолжались нормально. Надо сказать, что ни об одном эксцессе в классе (индивидуальном или коллективном) Иван Иванович не доводил до сведения гимназического руководства (классный наставник, инспектор, директор). Ученики это прекрасно знали и поэтому имели к Ивану Ивановичу особое детское доверие.

Каждый год весной, как только подсыхало в лесу и появлялась первая зелень, Иван Иванович начинал водить нас на экскурсии (один раз в неделю). В эти дни уроки по ботани­ке проходили непосредственно в природе. Иван Иванович много рассказывал нам о жизни растений и о растительности родного края. Во время экскурсии каждый ученик собирал гер­барий. Все, конечно, старались собрать больше растений, найти наиболее редкие растения и каждый гордился своим гербарием, особенно если его похвалил Иван Иванович. На экскурсиях иногда мы получали строгие замечания от Ивана Ивановича. Это бывало, обычно, в тех случаях, если ученик брал в гербарий растения без корня. Но мы этих замеча­ний не боялись, т.к. Иван Иванович быстро успокаивался и через минуту уже спокойно и даже ласково разговаривал с "провинившимся".

Мы очень любили предканикулярные дни. В эти дни нас обычно отпускали после 2-3 уроков, но эти уроки всегда были особенно интересными и памятными. В класс приходил Иван Иванович с интересной книгой и все уроки (с перерывами на перемены) читал нам. Он читал о существующих растениях и животных и о тех, которые уже вымерли. Много инте­ресного и полезного узнавали мы из этих чтений, тем более, что Иван Иванович всегда со­провождал их дополнительными разъяснениями и примерами из жизни и из своей практики На своих обычных и особенно предканикулярных уроках Иван Иванович много рас­сказывал нам о природе и истории родного Пензенского края и родной Пензы. Какие же интересные это были рассказы! Мы очень любили эти исключительно содержательные рас­сказы Ивана Ивановича, проникнутые большим чувством любви к Родиному краю и родной природе.

И вот теперь, когда анализируешь эти далекие, чудесные уроки любимого учителя, начинаешь сознавать, что он учил нас понимать и любить природу: бережно и внимательно относиться к ней и хранить ее. Иван Иванович старался возбудить в нас любовь к родному краю, к родному городу, он стремился возбудить в нас, малышах, высшее патриотическое чувство - любовь к Отечеству..

Иван Иванович был прекрасный педагог, исключительный человек и прекрасный воспитатель. Все эти черты Ивана Ивановича проявлялись особо ярко потому, что он сам был настоящим патриотом и своих учеников старался воспитать такими же патриотами Прошло уже много лет... Давно прошли первые годы учения. Уже 50 лет, как нет Ивана Ивановича, но все то, что он передал нам в те далекие годы, я свято храню в своем созна­нии, как что-то очень дорогое. Я до сих пор сохранил большую любовь к природе, к ее рас­тительному и животному миру (хотя сам технолог-химик), я свято храню заветы Ивана Ива­новича, мою любовь к родному Пензенскому краю, к родной Пензе и беззаветную любовь к моей Великой Отчизне. И в этом, я считаю, большую воспитательную роль сыграл один из первых моих учителей, любимый И.И. Спрыгин.

Мне кажется, что если бы спросили кого-либо из моих бывших товарищей по 1 и II классам гимназии об Иване Ивановиче Спрыгине, они сказали бы то же, что от чистого сердца сказал я.

Чувство большой любви, глубокого уважения и сердечной благодарности к Иван Ивановичу я сохранил на всю жизнь.

Обидно, что такие люди, как И.И. Спрыгни не живут долго-долго. Печально созна­вать, что уходят эти-люди в вечность и никогда не вернутся... Поэтому хочется закончить свое воспоминание о любимом учителе словами: "Не говори с тоской - их нет, Но с благодарностью - были".

И.И. Спрыгин

 

ВОСПОМИНАНИЯ Г.Э. ГРОССЕТА

С И.И. Спрыгиным я познакомился в 1921 году, при поступлении в Пензенский ин­ститут народного образования, где И.И. читал курс ботаники. Я уже с увлечением занимался флористикой и встреча с И.И. была для меня большой радостью, так как в его лице я встре­тил крупного ученого, охотно делившегося своими обширными знаниями. И.И. познакомил меня с основной литературой по флоре Пензенской области и с его рукописным каталогом Пензенской флоры, проверял мои определения растений. Помню как меня поразило тогда его глубокое знание экологии растений. И.И. характеризовал условия, в которых мною было собрано то или иное растение: экспозицию склона, особенности почвы и даже подпочвы. С наступлением весны начались экскурсии в природу, значительно обогатившие мои флори­стические познания. Особенно запомнилась поездка на Попереченскую степь. Очень инте­ресна была и дорога, так как я в первый раз попал в степной район. И.И. знакомил меня с попадавшимися растениями, рассказывал о народностях, соорудивших курганы, об археоло­гических находках в них, познакомил с гипотезой СИ. Коржинского относительно истории растительности лесостепной зоны. Глубокое впечатление произвела и растительность Попереченской степи. И в дальнейшем И.И., способствовал моему развитию. Под его руково­дством я собирал материал для изготовления экспонатов по луговодству для Всероссийской Сельскохозяйственной выставки. И.И. обращал мое внимание на виды, нуждающиеся в дополнительном изучении, и, в частности, поручил заняться фиалками Пензенской области.

После интересных и поучительных бесед с И.И. у меня окончательно утвердилось на­мерение специализироваться в области ботаники. С чувством глубокой благодарности я вспоминаю об исключительно благожелательном отношении И.И., так много сделавшего для моего развития и считаю его моим первым и самым дорогим учителем.


Литература: Материалы конференции, посвященной 120-летию со дня рождения И.И. Спрыгина (24 - 26 мая 1993 года, Пенза). Пенза: ПГПУ, 1998.

 

УЧЕНИКИ И КОЛЛЕГИ И.И. СПРЫГИНА >>>

 

Таксоны растений, названные в честь Ивана Ивановича Спрыгина:

 

Astragalus spryginii M. Popov

Brachypodium sylvaticum (Huds.) P. Beauv. ssp. spryginii Tzvelev

Campanula x spryginii Saksonov et Tzvelev

Cousinia spryginii Kult.

Berberis vulgaris L. ssp. spryginii Tzvelev

Festuca spryginii Tzvelev

Koeleria spryginii Tzvelev

Ranunculus spryginii Tzvelev

Thymus  spryginii Vasjukov

Trapa spryginii V.N. Vassil.

Trifolium spryginii Belyaeva et Sipliv.

Valeriana spryginii P. Smirn.

Род Spryginia M. Popov (Brassicaceae)

 

И.И. Спрыгин    

Ranunculus spryginii Tzvelev - Лютик Спрыгина (LE), окр. г. Пензы

 

Thymus spryginii

 Thymus spryginii Vasjukov - Тимьян (Чабрец) Спрыгина (LE), Оренбургская область